НАТАЛИНА

ПОЗНАНИЕ НЕПОЗНАВАЕМОГО (ИЗ СЕРИИ «ЧИТАЯ ОШО»)

 

ОШО: «Рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Непознанное значит то, что еще не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что есть три области: познанное, непознанное и непознаваемое. Под непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано никогда.

Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым, с тем, что не может быть познано. Дело не во времени, которое потребуется на познание, — ему присуще качество непознаваемости. Не потому, что ваши инструменты  недостаточно чувствительны, или ваша логика несовершенна, или ваша  математика примитивна, — суть не в этом. Качество непознаваемости неотъемлемо  свойственно непознаваемому; оно будет существовать как непознаваемое всегда».

 

В Интегральной психологии (ИП) это положение Ошо преодолевается (но при этом не отвергается).

Поясню это парадоксальное утверждение на основе интегрального представления о ПОЛНОТЕ, знакомство с которым требуется для лучшего понимания наших дальнейших рассуждений (о понятии полноты см. на сайте kastalia.narod.ru).

Прежде всего, в ИП предполагается, что всякие принципиально разные вещи, достигая полноты своего развития, обретают в этой полноте общее качество и парадоксальным образом единятся между собой. Применительно к нашему случаю имеем:

В СВОЕЙ ПОЛНОТЕ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НЕПОЗНАВАЕМОСТЬ ПАРАДОКСАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ЕДИНИТСЯ С  ПОЗНАВАЕМОСТЬЮ.

Не следует пытаться объяснить это положение логически – причина этой парадоксальности не в каком-то нашем недомыслии, а является принципиальной. Надо просто взять эту парадоксальность как данность и положить ее в основание нашего мышления.

Но чтобы это как-то выразить в рамках нашей логики, мы снимаем парадоксальность, разделяя различные области существования во времени нашего рассмотрения. Такой шаг есть условность, но мы получаем возможность конкретного разговора, необходимого для нашей повседневной практики.

Однако при этом наша практика оказывается куцей – мы теряем из рассмотрения ОБЛАСТЬ ПОЛНОТЫ ЕДИНЕНИЯ ПОЗНАВАЕМОГО И НЕПОЗНАВАЕМОГО.

Чтобы взять мир в его полноте, мы должны осуществить полноту его интегрирования. А для этого мы должны интегрировать не только по области «Здесь и Сейчас», но и по запредельности этой области. МЫ ДОЛЖНЫ ПРОНИКНУТЬ В НЕПОЗНАВАЕМОЕ.

Механизм такого проникновения основан на изоморфизме различных областей существования, показываемом в Интегральной теории (ИТ) – см.  на сайте kastalia.narod.ru.

Если мы пользуемся трехчленной формулой Ошо (познанное – непознанное – непознаваемое), то непознаваемое берется во всей своей совокупности – как отдельная сущность, как Единица. Эта сущность принципиально непредставима, т.е., на языке ИТ, полна. В соответствии с положением ИТ о множественности полных сущностей, непознаваемое, оставаясь единичным (целостным), оказывается множественным – «состоящим» их множества полных сущностей.

Мы проникаем в полноту не через движение «вовнутрь» ее, а «снаружи» – ведь она, по своему определению, содержит в себе всё, в т.ч. и то, что «снаружи» ее, т.е. она содержит в себе всё множество полных сущностей.

Значит, внутренние свойства полноты (и,  вместе с ней, запредельности) являются изоморфными свойствам внешнего множества полных сущностей. Ничего принципиально нового в запредельности нет. Мы просто переносим внешнюю статистику для множества полных сущностей на внутреннее содержание единичной полной сущности.

Могут возразить, что статистика (и, вместе с ней, вероятность) – это неточное, неполное описание, т.е. мы что-то теряем.

Однако свойства мира таковы, что именно вероятностный подход, не исключающий возможности свободного развития, оказывается адекватным, т.к. именно при таком подходе преодолевается детерминистическая, вневременная (с полной определенностью прошлого и будущего) заданность мира и возможно его действительное развитие. А точный, абсолютно детерминистический подход является при этом лишь крайним случаем – когда вероятность равна 1.

Более того, и при полном детерминизме мы должны допускать некоторую неопределенность в «зоне достоверности» (допускать некоторую ширину интервала значений, которые может принимать «точная» Единица). Наличие такой краевой неопределенности подтверждается на опыте, в частности, в квантовой механике.

Таким образом, положение Ошо о наличии для человека принципиально непознаваемого преодолевается в ИТ – через представление о множественности полных сущностей.

трехчленнАЯ формулА Ошо (познанное – непознанное – непознаваемое) ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНОЙ, НО КАЖДЫЙ ИЗ ЕЕ ЧЛЕНОВ ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО КАК НЕЧТО ОПРЕДЕЛЕННОЕ, РАЗ НАВСЕГДА ЗАДАННОЕ, НО И КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СПОСОБНАЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ.

познанное – непознанное – непознаваемое ЕДИНЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ В ЗАМКНУТОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ И СПОСОБНЫ ПЕРЕХОДИТЬ ДРУГ В ДРУГА ПРИ ЕГО «ВРАЩЕНИИ».

Для практики это означает:

1) Единение Восточного, созерцательного подхода с более динамичным Западным подходом.

2) Возможность применения в духовных практиках методов, основанных на работе с абстрактными, запредельными для «мира вещей», «интеллектуальными» сущностями. Развитие на этой основе Интегральной медитации (И-медитации), открывающей новые возможности для развития способностей человека и его познания мира.

3) Новые подходы в понимании интуиции и интеллекта, в частности, новое понимание соотношения и взаимосвязи интуиции и интеллекта.

Все эти (и многие другие) вопросы рассматриваются в Интегральной психологии – см. наши следующие публикации в рубрике ИП на сайте kastalia.narod.ru.

В заключение благодарю за помощь в написании этой статьи автора Интегральной теории Шашкова И.И.

 

 

                                   Наталина, Лаборатория Интегральной Психологии, 20.03.2006

Сайт управляется системой uCoz