И.Шашков
Возможна ли "творческая машина"?
(сокращенный вариант для дискуссии "Как возможно творческое воображение" www.philosophi.ru)Невозможность творческого воображения (Кант) связывается с принятой (подразумеваемой) моделью абсолютного времени (однозначность понятия "никогда" в тезисе Канта, вынесенном на данную дискуссию).
При нашем же подходе (примеч.1), основанном, в частности, на представлении о множественности времён, понятие "никогда" не является однозначным. "Никогда" для одного есть "когда-то" для другого. Устанавливая действительные связи между различными временами и "место" в них "творческого наблюдателя", мы приходим к следующим основным выводам.1. Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок данных тезисов, является положительным. Более того, творческое воображение у человека возможно в том случае, если он обладает "физическим уровнем" (мозгом, телом ...), т.е. в некотором роде как бы "доопределяется до машины".
2.Для появления у физического человека "творческого воображения" (сознания) необходимо первоначальное актуальное присутствие изначально творческой (сознательной) сущности ("инициация").
3.Основным "механизмом" для творческого воображения служит парадоксальная "опережающая обратная связь", при которой из будущего переносятся в настоящее (по кольцевому пути через прошлое) непредставимые ("беспредметные") схватывающие идеи ("проекты") будущей предметности. В соответствующей теории важную роль играют:
- обобщение теории относительности на случай сверхсветовых скоростей;
- краевая инверсия причинно-следственной связи при переходе от одного уровня к другому;
- необходимость множественного Другого, через которого происходит замыкание парадоксальной причинно-следственной цепочки.Январь, 2000 г